29.07.2024 17:35
Новости.
Просмотров всего: 11008; сегодня: 17.

К 175-летию начала Амурской экспедиции 1849–1855 годов

К 175-летию начала Амурской экспедиции 1849–1855 годов

Морские экспедиции и географические открытия играли важнейшую роль в процессе установления границ государств и государственного суверенитета. Одной из таких знаковых экспедиций стала Амурская экспедиция капитана Геннадия Ивановича Невельского по исследованию и освоению территории реки Амур и открытию пролива, носящего ныне его имя, между Сахалином и материком.

В 1849 г., к моменту начала экспедиции, часть побережья Амура не была разграничена в рамках Нерчинского договора 1689 г. между Россией и Китаем, а Сахалин считался полуостровом. Амурская экспедиция стала не только крайне важным, но и своевременным событием в связи с развивающимся торговым сообщением между Америкой и Японией и стремлением Китая заселить эти территории. Необходимо было определить государственный статус амурских берегов и острова Сахалин. Одновременно в рамках экспедиции проходила миссионерская деятельность православной церкви среди гиляков (племя нивхи) и устанавливались основы местного самоуправления.

Документы по истории Амурской экспедиции Г.И. Невельского представлены в фондах Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ) «Меншиков Александр Сергеевич, адмирал» (Ф. 19), «Константин Николаевич, великий князь, генерал-адмирал» (Ф. 224), «Военно-походная канцелярия по морской части» (Ф. 296), «Канцелярия Морского министерства» (Ф. 410), «Казакевич Петр Васильевич, адмирал» (Ф. 1191), «Петров Александр Иванович, контр-адмирал» (Ф. 1374).

Амурская экспедиция проходила под покровительством графа Николая Николаевича Муравьева, занимавшего должность генерал-губернатора Восточной Сибири, получившего по итогам экспедиции вторую часть фамилии (Муравьев-Амурский). В экспедиции ближайшими помощниками Невельского были капитан-лейтенант Н.М. Чихачев, мичман А.И. Петров, капитан-лейтенант Н.К. Бошняк, мичман Г.Д. Разградский, подпоручик Д.И. Орлов.

14 января 1848 г. Г.И. Невельской был назначен командиром военного транспорта «Байкал». Официальной целью плавания на Камчатку транспорта «Байкал» являлась доставка груза в Петропавловск. Согласно инструкции Морского министерства от 16 августа 1848 г., капитан-лейтенанту Г.И. Невельскому следовало прибыть в Петропавловск с грузом не позднее весны 1849 г., а к началу лета покинуть порт. После плавания в Петропавловск и сдаче там адмиралтейского груза капитан-лейтенант Невельской должен был завершить описание Сегнекинского мыса (находится в средней восточной части Тугурского полуострова, открыт в 1847 г. капитан-лейтенантом В.К. Поплонским). Перед отплытием Невельской запросил разрешение на экспедицию у Николая I, но ответа не дождался. В документах фонда «Канцелярия Морского министерства» (Ф. 410) имеется секретная «Инструкция Н.Н. Муравьева Г.И. Невельскому об описании северной и восточной частей Сахалина, пролива, отделяющего его от материка и Амурского лимана, поисках входа в устье Амура и отношениях с иностранцами» за 1848 г., в которой граф Н.Н. Муравьев дает указания капитан-лейтенанту Г.И. Невельскому составить наиболее подробное описание северной части острова Сахалина, пролива между островом и материком, лимана и устья реки Амур.

29 января 1849 г. состоялось заседание Особого комитета, учрежденного для исследования восточной части границы с Китаем и наблюдения за иностранными судами, приходящими к устью Амура, организации торговой экспедиции Российско-Американской компании для установления контактов с гиляками, исследования устьев Амура, поисках пункта, удобного для «занятия и укрепления». Комитет одной из главных целей экспедиции капитан-лейтенанта Невельского выделял установление добрососедских отношений с гиляками: «Поставить также капитан-лейтенанту Невельскому в непременную обязанность, чтобы при таковых исследованиях поступать с крайнею осторожностью и в тех случаях, когда ему доведется быть в сношениях с туземцами, обращался с ними как можно ласковее, избегая всяких неприятных столкновений». Комитет также рекомендовал Г.И. Невельскому отложить рекогносцировочное обследование реки Амур и исследование земель вдоль границы с Китаем, так как председатель Комитета, канцлер К.В. Нессельроде, предполагал, что действия Г.И. Невельского могут негативно повлиять на русско-китайские дипломатические отношения.

13 мая 1849 г. Г.И. Невельской с командой военного транспорта «Байкал» доставил груз в Петропавловск. Согласно рапорту капитан-лейтенанта Невельского морскому министру А.С. Меншикову об исследовании Амурского лимана и открытии пролива между Сахалином и материком от 2 сентября 1849 г., экспедиция приступила к исследованию острова Сахалин 12 июня. До 24 июня были осмотрены и описаны восточный, северный и северо-западный берега острова до мыса Головачева. В течение следующих четырех дней были описаны подход к лиману с моря, вход в лиман и осмотрен берег материка. Следующие полтора месяца ушли на обследование устья Амура и лимана. Как отмечал Г.И. Невельской, места эти были заселены гиляками: «В лимане по татарскому берегу расположено 30 деревень, в реке до Алова – 12, народонаселения 3000, они все – гиляки, не признают, кажется, ничьей власти. Нас принимали дружелюбно и ласково. От китайцев они получают на обмен пушных зверей, китайку, железные вещи и проч. Употребления ружей не знают и боятся. Стрела и лук составляют их оружие, кухлянка из собачьих шкур – одежду, сырая и вяленая рыба и сырое мясо зверей и дичи – пищу».

Главным достижением экспедиции Невельского стало открытие пролива, который носит и по сей день его имя. В рапорте Г.И. Невельской отметил: «Остров Сахалин от материка отделяется проливом, имеющим 4 мили ширины и от 7 до 6 сажен глубины. Лиман с юга не заперт. Подход в лиман с юга из Татарского залива идет вплоть к скалистому берегу Татарии, образуя канал около 4 миль ширины и от 10 до 7 сажен глубины. Канал этот, не доходя до южного входного мыса Муравьева, несколько склоняясь к берегу Сахалина, направляется затем к мысу Муравьева». Доказано, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как было принято считать после экспедиции И.Ф. Крузенштерна (1803–1806 гг.).

В рапорте от 26 сентября 1849 г. морскому министру А.С. Меншикову генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев чрезвычайно высоко оценил заслуги капитан-лейтенанта Невельского: «мне много случалось ходить на судах военного нашего флота и видеть много смелых и дельных офицеров, но Невельской превосходит в этих ожиданиях все мои сравнения». По мнению Н.Н. Муравьева, «экспедиция Невельского едва ли не полезнее всех ему предшествовавших», так как он понимал значение Дальнего Востока для Российской империи.

В 1851 г. было принято постановление о создании Амурской экспедиции. Ранее считавшаяся с точки зрения Министерства иностранных дел самовольной авантюрой, экспедиция Г.И. Невельского обрела государственное и национальное значение. До этого времени путешествие по Приамурью и занятие участниками экспедиции земель рассматривались Министерством иностранных дел как нарушение со стороны России русско-китайских мирных договоренностей. Однако впоследствии граф Н.Н. Муравьев писал, что «китайцы не имеют никакого права на оба берега Амура при устье оного, но Бог знает, так ли это понимают, и если б они вздумали послать туда войска, то вам должно их встретить в Николаевском посте», вследствие чего определение территории по берегам Амура в составе Российской империи и контроль устья Амура стали вполне реальными. Амурская экспедиция вошла в состав Российско-Американской компании, самовольно открытый Николаевский пост было решено оставить в качестве торгового представительства Российско-Американской компании. Из рапорта генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева морскому министру А.С. Меншикову от 28 января 1852 г. определяется статус Амурской экспедиции: «(…) Вышеизложенное образование, облекая экспедицию в правильные размеры и давая ей стройное учреждение, не представляет в то же время и никаких неудобств и изменений в отношении политическом, ибо двухлетнее пребывание команд наших в тех местах известно уже как китайцам, так и другим иностранцам, но, сколько мне известно, ни те, ни другие не подозревают даже, что команды сии числятся компанейскими, а не правительственными (…)».

27 мая (8 июня) 1855 г. Амурская экспедиция была расформирована, а присоединенные территории – Уссурийский край и остров Сахалин – подчинены военному губернатору Камчатской области. Российская империя сохранила при этом дипломатические отношения с Китаем. Без «особой экспедиции» Г.И. Невельского невозможно представить восточные границы России такими, какими они являются в настоящее время.

Текст: Н.Ю. Леонтьева, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Крузенштерн Иван Федорович, русский мореплаватель, возглавлявший в 1803—1806 годах первое русское кругосветное плавание, адмирал, разработал проект развития торговли Русской Америки с Китаем;
  • Меншиков Александр Сергеевич, российский военный и государственный деятель, адмирал, начальник Главного морского штаба, морской министр Российской империи, Финляндский генерал-губернатор, правнук фаворита Петра I;
  • Муравьёв-Амурский Николай Николаевич, русский государственный деятель, Тульский военный и гражданский губернатор, генерал-губернатор Восточной Сибири. генерал от инфантерии, генерал-адъютант, основатель Благовещенска, Хабаровска и Владивостока;
  • Невельской (Невельский) Геннадий Иванович, русский адмирал, исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре;
  • Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II.

Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ
Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ

Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ
Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ

Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ
Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ

Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ
Рапорт командующего войсками в Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н.Н. Муравьева начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 28 сентября 1849 г. РГАВМФ

Рапорт командира транспорта «Байкал» капитан-лейтенанта Г.И. Невельского начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 27 мая 1849 г. РГАВМФ
Рапорт командира транспорта «Байкал» капитан-лейтенанта Г.И. Невельского начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 27 мая 1849 г. РГАВМФ

Рапорт командира транспорта «Байкал» капитан-лейтенанта Г.И. Невельского начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 27 мая 1849 г. РГАВМФ
Рапорт командира транспорта «Байкал» капитан-лейтенанта Г.И. Невельского начальнику Главного морского штаба генерал-адъютанту А.С. Меншикову. 27 мая 1849 г. РГАВМФ

Карта. Приложение к рапорту капитан-лейтенанта Г.И. Невельского генерал-губернатору Восточной Сибири генерал-лейтенанту А.С. Меншикову. 2 сентября 1849 г. РГАВМФ
Карта. Приложение к рапорту капитан-лейтенанта Г.И. Невельского генерал-губернатору Восточной Сибири генерал-лейтенанту А.С. Меншикову. 2 сентября 1849 г. РГАВМФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9841 публикация
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8623
Поделиться:

Интересно:

Врачи «Будь Здоров» на страже здоровья посетителей катка «Стрелка»
22.01.2025 12:58 Новости
Врачи «Будь Здоров» на страже здоровья посетителей катка «Стрелка»
Впервые в Большом дворе бара «Стрелка» на Берсеневской набережной в Москве при поддержке компании «Ингосстрах» открылся каток — уникальное пространство площадью 232 кв. м, где соединяются спорт, музыка, праздничное настроение и незабываемая атмосфера. Медицинским партнером выступила сеть клиник...
Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея
22.01.2025 09:20 Персоны
Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея
Ноябрь 1941 года. Полчища немецких войск ломились в ворота столицы. Фашисты заняли Вязьму, Калугу, Малоярославец, Калинин, приближались к Клину. Над Москвой нависла смертельная опасность. Тысячи юношей и девушек старались попасть в ряды защитников Родины, чтобы не дать врагу захватить сердце...
Федоскинская лаковая миниатюра отмечает 230 лет со дня основания
21.01.2025 14:52 Новости
Федоскинская лаковая миниатюра отмечает 230 лет со дня основания
В 2025 году один из известнейших народных художественных промыслов – Федоскинская лаковая миниатюра – отмечает 230 лет. Об этом сообщили в Министерстве культуры и туризма Московской области. История промысла началась в 1795 году, когда купец Петр Коробов открыл близ села Федоскино небольшое...
Топ-10 маркетинговых ошибок начинающих предпринимателей
21.01.2025 11:07 Аналитика
Топ-10 маркетинговых ошибок начинающих предпринимателей
Маркетинг — это неотъемлемая составляющая успеха любого бизнеса. Недостаточно что-то произвести, нужно это еще и продать. Однако на старте многие предприниматели совершают ошибки, которые могут стоить им времени и денег. Одна из самых распространенных ошибок — стремление угодить всем или...
Мы – и история, история – и мы…
20.01.2025 18:16 Аналитика
Мы – и история, история – и мы…
Прошлым летом, в августе, вместе с моими друзьями - Натальей Поликарповой и её взрослым сыном студентом Данилой - смогли пройти достаточно сложный маршрут по Горному Алтаю верхом. И хотя имели значительный опыт верховой езды, 10-дневный поход через 7 больших и опытных перевалов дался нам с...